ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ПОЕТ

Март, 2004

В преддверии Международного женского дня мы решили поговорить с женщиной, чье имя известно всей стране. Ее мужеству могут позавидовать многие мужчины, ее женственности — многие женщины, ее таланту — практически все. Ее не удалось сломить никому — ни жизненным обстоятельствам, ни властям. Прекрасная и мудрая, печальная и веселая, сильная и нежная…Сегодня собеседник «Монитора» — ФЛОРА КЕРИМОВА.

Flora Kerimova»НУЖНО ИМЕТЬ МУЖЕСТВО, ЧТОБЫ БЫТЬ ЖЕНЩИНОЙ»

— Трудно ли быть женщиной в этом жестоком мире?

— Есть прекрасное изречение: «Нужно иметь много мужества, чтобы быть женщиной». Женщинам всегда трудно. Им было трудно даже тогда, когда на земле был матриархат. Мы пытаемся руководить, но верховодят все равно мужчины. Эта борьба стара как мир, и она окончится с его концом. Еще Ева пыталась самоутвердиться, и с тех пор мы боремся за свое место в этой жизни. Мужчины упорно нас не признают, мы упорно боремся, хотим поставить их «под каблук», но у нас ничего не получается. Потому что любовь к мужчинам, уважение к мужской силе берут свое. Но главное — мы нуждаемся в мужчинах. Ведь мужчины — это защитники семейного очага, а женщины — его хранительницы. Так было во всем мире и во все времена.

— А в Азербайджане женщине живется легче или труднее, чем в остальном мире?

— В Азербайджане всегда женщине жилось нелегко. Я ощущала это на себе даже, как певица. К примеру, еще в советские времена нередко ставились ограничения в трактовке и содержании песен, исполняемых женщинами. Но я бы не сказала, что в остальном мире представительницам слабого пола живется легче. Просто нам кажется, что жизнь женщины в Азербайджане архисложна. Но возможно, что такие же мысли посещают женщин всего мира.

— Действительно, вам больше чем кому бы то ни было известно, насколько сложна жизнь женщины в Азербайджане. Вот, к примеру, почему вас не видно на телеканалах?

— Так ведь не пущают, сыночек! На отечественном телевидении всегда находится место для многих певунов и певичек, но мне на нем места нет. Таков приговор, выносимый в нашей стране всем, кто не желает «прогибаться» и кто имеет твердую гражданскую позицию. Это порочный круг, который создал Гейдар Алиев. На алтарь известности в нашей стране в качестве жертвы человек должен принести совесть и самоуважение.

— В вашем голосе слышна обида…

— У вас тонкий слух — обида действительно есть. Мне обидно за то, что целое поколение моих сограждан лишено возможности слушать настоящую музыку, ее заменяет некий вокальный суррогат, который ныне царствует в нашем эфире. Есть и еще один момент. Помните, Островский писал: «Жизнь нужно прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Вот и мне мучительно обидно. Годы мои прожиты не бесцельно — цель у меня была. Но вот достичь ее я не смогла. А коли так, то это — боль за бесполезно прожитые годы.

— Неужели вы — певица, золотыми буквами вписавшая свое имя в историю азербайджанской эстрады, считаете свою жизнь прожитой бесполезно?

— Каждая борьба оценивается по конечному результату. Увы, результат моей борьбы оказался нулевым. Быть может, я утвердилась как личность. Но я обретала, теряя. Потеряла я многое, а приобретала то, что может быть сразу забыто. А коли так — то жизнь можно считать прожитой зря. Ведь человек живет столько, сколько живет память о нем.

— Кстати, о памяти. Вас не показывает телевидение, вы не выпускаете диски. Как же тогда будущие поколения смогут насладиться пением Флоры Керимовой?

— Да, дисков я не выпускаю, хотя иногда очень хочется это сделать. Но я понимаю, что существуют куда более важные задачи. Диски и клипы снимают для того, чтобы добиться известности. А для меня более важно будущее моей родины. Куда важнее оставить потомкам не только песни, но и страну, за которую не было бы стыдно. Но думаю, что подавляющее большинство наших нынешних «звезд» эстрады больше думают о своем будущем, а не о будущем родины. Да и само понятие «родина» все больше становится предметом патетических выступлений, в том числе и эстрадных. И многие из тех, кто грешит этим лживым патриотизмом, ныне снимают клипы и выпускают диски. Говоря образно, им достается бублик. А тем, кто истинно любит свою родину, — только дырка от бублика.

«ЛУЧШЕ УМЕРЕТЬ СТОЯ, ЧЕМ ЖИТЬ НА КОЛЕНЯХ»

— А не возникало ли у вас когда-нибудь желания уехать из Азербайджана?

— Возникало. Оно и сейчас есть. Но это желание так и останется всего лишь желанием. Последнего шага я сделать не смогу. Хотя моя перспектива проживания за рубежом — очень завидная. Но я (не примите это за патетику) просто не смогу жить без Азербайджана. Хотя в приступе боли за сегодняшний день моей родины желание уехать появляется. Но лучше умереть стоя, чем жить на коленях.

— К сожалению, слишком многие в нашей стране предпочитают жить на коленях. Пример тому — многие эстрадные звезды. Что вы думаете о сегодняшнем состоянии нашей эстрады?

— Это — достойное наследие Зейнаб Ханларовой, которая пела, ударяя по всем частям своего тела и совершенно не вникая в образ. Сейчас появилось очень много совершенно бездарных певцов и певиц, которые грешат теми же «достоинствами». Они с одинаковой улыбкой поют как веселые, так и грустные песни. Хотя я считаю, что грустную песню нужно петь, говоря словами великого Бомарше, «спеша посмеяться надо всем, иначе придется заплакать». И если артист не смог передать свое настроение зрителю — он не артист. Уверена, что ни о ком из нынешних «звезд» эстрады грядущие поколения не будут вспоминать с той теплотой, что о великих исполнителях прошлого.

— Тем не менее, по количеству званий, коими обзаводятся нынешние «звезды» эстрады, они явно превосходят наших корифеев…

— В этом и состоит весь трагизм ситуации. Нынешние певцы и певички допускают вольность сравнения собственной персоны с корифеями нашей сцены. Это то же самое, что сравнивать великого художника с ремесленником. Произведения великих художников и спустя века вызывают восторг, а ремесленники годны лишь на то, чтобы обеспечить свой быт. У нас на эстраде, за редким исключением, торжество ремесленничества.

— Есть ли вина министра культуры Полада Бюльбюль оглы в таком «засорении» эфира бездарными певцами?

— Нет. По ряду известных всем причин он просто не в состоянии противиться этому процессу. Сейчас вообще принято критиковать нашего министра культуры. Но делают это люди, которые очень мало знают об искусстве. И что самое странное — не хотят признавать этого.

У нас в стране правит авторитарный режим, который не дает дышать никому. В том числе — и Поладу Бюльбюль оглы.

«НЫНЕ АЗЕРБАЙДЖАН — СТРАНА РАБОВ»

— Вы затронули тему правления. Апологеты правящего режима утверждают, что Ильхам Алиев — европейского склада ума человек. Может, он сумеет «отделить зерна от плевел»?

— Думаю, что в области культуры изменений в положительную сторону ожидать можно. Но по большому счету судьба Азербайджана, в том числе и культурное будущее страны, зависит только от нас — граждан республики. Если мы будем не способны формировать свои пристрастия, как политические, так и культурные, а станем лишь слепо и глупо довольствоваться тем, что нас заставляют любить, — мы обречены.

— Вы возлагаете определенные надежды на изменения в области культуры на И.Алиева. Так ли это необходимо? Ведь его отец, если верить летописцам правящего режима, помогал деятелям культуры. Правда ли это?

— Это неправда. Он раздавал подачки, унижая тем самым как отдельных деятелей культуры, так и всю культуру в стране. В итоге он сумел из всего народа сделать беспомощную, безвольную массу людей, делящихся по региональному признаку. Ныне Азербайджан — страна рабов. В том числе и рабов «культурных». Плата за разрешение появиться в эфире, за организацию концертов, выпуск дисков одна — низкопоклонство перед Хозяином.

— Но и лизоблюдство может приесться. Неужели Гейдару Алиеву не надоедали бесконечные дифирамбы в его адрес?

— Похоже, что нет. Он не понимал, что само присутствие Ильхамы Кулиевой в искусстве — позор для него. Кстати, он не раз унижал ее, причем публично. К примеру, как-то он со свойственным ему убийственным чувством юмора бросил ей, смеясь: «Говорят в народе, что ты замуж вышла. Что-то мужа твоего никто не видел». Он унижал ее как хотел. И не только ее. Многие «облагодетельствованные» Гейдаром Алиевым знают, чего стоила им эта слава.

— Но можно ли любить такого «благодетеля»?

— А кто вам сказал, что они его любят? Перед телекамерами — да. Многие просто обязаны продолжать играть в эту игру, чтобы выжить. «Отсебятину» могут позволить единицы. Вот и Муслим Магомаев, для которого Гейдар Алиев сделал немало, не приехал на его похороны. Кстати, Гейдара Алиева всегда удивляло то, что я у него никогда ничего не просила. Он не привык к непокорности.

Уверена, что истинную цену «любви» этих деятелей от искусства можно было бы узнать, если к власти пришли истинно демократические силы. Уверена, что все эти певцы тут же, нисколько не стесняясь, стали бы распевать песни и возносить хвалу в честь новых лидеров страны. Такое уже не раз бывало в истории нашей страны.

— А как вы объясните участие почти всех «звезд» нашей эстрады в предвыборной компании Ильхама Алиева?

— Я никого из них не виню. Среди выступавших были и искренне верящие в политический гений Гейдара Алиева. Кроме того, далеко не все из выступавших пели по своей воле — многих заставляли это делать. Не выступишь — подвергнешься опале. Это наследие, оставшееся от Гейдара Алиева. Наследие, от которого мы еще не скоро оправимся.

«У НАС ВЛАСТЬ БОРЕТСЯ С НАРОДОМ»

— Определите кратко свое отношение к Гейдару Алиеву.

— Он никогда не был по-настоящему ни председателем Верховного Совета АзССР, ни президентом Азербайджана. В душе он всегда оставался генералом КГБ. И в своем управлении страной он употребил методы КГБ. Это — методы обязательной ликвидации любого очага опасности для собственной власти. Остальное для этой системы — не важно. И именно этим азербайджанский правитель отличался (в худшую сторону) от правителей других стран. Те во главу угла ставили прежде всего национальные, а лишь затем уже собственные интересы. Пример тому — соседняя Грузия.

— Почему, по вашему мнению, в Азербайджане не произошла ситуация, случившаяся в Грузии?

— В Грузии боролось правительство с правительством. Боролись они во имя народа. А у нас правительство боролось с народом. И это — не проблема 15-16 октября. Это проблема всего времени правления Азербайджаном Гейдара Алиева. И именно борьба власти и народа не позволила нашей оппозиции на момент президентских выборов обладать хоть какой-нибудь властью. А в Грузии в руках у оппозиции была реальная власть. Ею обладали и Саакашвили и Бурджанадзе.

— Но есть и другая версия, которая гласит, что если бы на площади Азадлыг 16 октября было достаточно народа, то власти не пошли бы на обострение ситуации.

— А откуда было взяться народу? Ведь накануне выборов власти перекрыли все въезды в Баку. Подходы к штабу партии «Мусават» были перекрыты еще с вечера 15 октября. Одним словом, сценарий был готов, и он сработал. Да и кроме того, никому и в голову не могло придти, что власти так жестоко будут расправляться с гражданами своей страны.

— Но в ходе своего предвыборного интервью российскому агентству «Региум» Иса Гамбар заявлял, что он готов к такому развитию ситуации.

— Он имел в виду свою моральную готовность. Как он был готов физически — было видно по палкам и камнями, которыми люди, старавшиеся защитить свой выбор, пытались противостоять щитам, дубинкам, химическому и огнестрельному оружию, имевшемуся на вооружении у внутренних войск и отрядов специального назначения, которые с помощью своей силы и внедренных в толпу провокаторов и разыграли сценарий, показанный по всем отечественным телеканалам.

— А что было 15 октября перед зданием «Мусават»?

— Я была одним из доверенных лиц И.Гамбара на выборах. И я видела, как фальсифицировались выборы. Я не уважаю педагогов, согласившихся принять участие в этом фарсе. Мне жаль детей, которых они будут обучать. Если педагог — совесть нации, то у нашей нации больная совесть.

Я была готова к тому, что власти будут фальсифицировать результаты выборов, но не в такой же мере! Всех, кто не внушал доверие правящему режиму, просто не включали в списки избирателей. К примеру, ни одного из членов семьи моего брата не было в этих списках. И такие случаи были повсеместно.

Народ не выдержал столь наплевательского отношения к своему выбору и стал стекаться к зданию партии «Мусават». Иса Гамбар еще в 18.00 уговаривал меня уйти домой, но как можно было уйти в этот момент?! Я была рядом с И.Гамбаром, и я видела, что он — личность!

— Он был в состоянии остановить толпу, вышедшую 16 октября на площадь Азадлыг?

— Нет. Еще вечером 15 октября мы знали, что власти с помощью провокаторов готовятся повести народ к Милли Меджлису. А тогда бы жертв могло быть в десятки раз больше. Поэтому народ пошел на площадь Азадлыг.

Заранее было ясно, что народ будет искать способ отстоять свой выбор. И сценаристы беспорядков мастерски сыграли на этой струне. Клянусь вам, что приходили протоколы о результатах выборов, в которых победу одержал И.Гамбар. Народ верил, что их выбор будет защищен. И у народа были основания верить в это. Но в только в самый последний момент стало ясно, что Ису Гамбара предали!

— Кто — предал? Народ?

— Нет. Народ стал лишь инструментом этого предательства. А основная вина лежит на тех, кто обещал ему полную поддержку, в случае если народ остановит свой выбор на нем. Тех, кто поставлял данные о его победе. Тех, кто организовал беспорядки на площади Азадлыг, кто дал согласие на истребление азербайджанского народа. Тех, кто привел Ильхама Алиева к власти, а сейчас ругает его за фальсификацию выборов. Уверена, что теперь уже стало понятно, кто виноват в этой трагедии.

— То есть — демократические институты Запада. А разве правящий режим в одиночку не справился бы с народным движением?

— Нет. Они боялись оппозицию, они шпионили за ней. К примеру, ко мне было подослано аж двенадцать шпионов. Под разными предлогами они пытались вызнать у меня финансовые возможности партии «Мусават». Дошло до того, что когда ко мне пришел очередной шпион, я не выдержала и сказала: «Вы уже двенадцатый! Идите и передайте своим хозяевам, что мне это надоело!». Самое обидное, что звонили и занимались этим грязным делом весьма известные и казавшиеся мне порядочными люди, на кого я и подумать-то не могла! Кому верить в таком случае?!

— Неужели они действовали так открыто?

— Не все. Нашлись и так называемые «друзья». Причем среди них были и люди, которые прежде боялись ко мне даже звонить. И эти «доброхоты» стали предлагать увезти меня в Россию. Но ведь это — провокация! В этом случае в Азербайджане сразу бы поднялся шум по поводу того, что я «убежала из своей страны». Вот во что превратили мой народ — в провокаторов, доносчиков, трусов, лжецов!

«ВОЖДЕМ СТАНОВИТСЯ ОПРАВДАВШИЙ ДОВЕРИЕ НАРОДА»

— Но ведь в новейшей истории Азербайджана было немало и славных страниц. Например, 2 марта 1990 года завершился 40-дневный митинг народа, скорбевшего по жертвам «кровавого января». Или это уже не тот народ?

— За это время изменилась психология народа. Причем в худшую сторону. Есть и другой аспект. Народ выходил на митинги в ходе предвыборной кампании. На последний митинг Движения «Наш Азербайджан» пришло невиданное число граждан. Ну чем еще можно было продемонстрировать всему миру, что народ Азербайджана не приемлет режим Гейдара Алиева?! С другой стороны — возможно, именно этот митинг и стал причиной сценария по избиению собственного народа, который власти и разыграли 15-16 октября. Увидев эту народную мощь, они поняли, что иного пути для сохранения этого режима у них нет.

— Будет ли у народа Азербайджана еще шанс добиться прихода к власти истинно демократических сил?

— Это зависит от самого народа. Чтобы народ принял человека, нужно немного. Но куда сложнее суметь оправдать доверие народа. И только правители, оправдавшие все народные чаяния, становятся вождями, легенды о которых передаются из поколения в поколение. Увы, за всю историю человечества не сосчитать и двух десятков таких легендарных личностей. Будем надеяться, что рано или поздно одна из этих личностей придет к власти и в Азербайджане.

— Но сумеет ли быть счастливым народ, над которым властвует правитель, которого народ не избирал?

— Есть одна древнеяпонская притча. Она рассказывает об обычае писать на могиле умершего человека не количество прожитых им лет, а количество времени, в течение которого он был счастлив. Если основываться на этом обычае, то боюсь, что когда придет судный день, про азербайджанский народ скажут, что он родился мертвым. Иначе нельзя охарактеризовать народ, который позволяет править собой человеку, пришедшему к власти таким путем.

— Не будет ли мешать Ильхаму Алиеву в ходе его правления осознание того, что он, мягко говоря, не слишком популярен в народе?

— Возможно, будет. Но я считаю, что за события 15-16 октября надо спрашивать не с него, а с тех стран, которые организовали эту бойню. С Ильхама Алиева следует спрашивать только за то, что произошло в стране после его «избрания». И только так народ сможет получить ответ на вопрос — нужен ли был Азербайджану такой президент?..

Беседовал АКПЕР ГАСАНОВ

Еженедельное аналитическое pевю «Монитоp», № 50, 6 mart 2004 г.